Император Лев III Исавр: иконоклазм и переворот в искусстве православия
В истории Византийской империи существовали различные периоды и течения, которые оказывали влияние на развитие культуры и искусства. Одним из самых значимых событий в этом отношении является период иконоклазма, который связан с правлением императора Льва III Исавра. В данной статье мы рассмотрим иконоклазм и его реформы, историю и последствия этого периода.
Иконоклазм — это течение, отрицающее почитание икон, связанное с богослужением в православной церкви. Это явление имело место в Византийской империи в VIII и IX веках. Лев III Исавр, воцарившись в 717 году, стал главным пропагандистом иконоклазма и провел реформу, направленную на полное уничтожение икон.
Основной причиной, побудившей Льва III Исавра к проведению иконоклазма, были проблемы внутри империи. В те времена Византия находилась в состоянии постоянных войн, экономического упадка и насилия. Император решил, что одной из причин всех этих проблем было преклонение перед иконами и их почитание. Он считал, что иконопочитание приводит к идолопоклонству, отвлекает верующих от божественного культа и развращает монашество.
Реформы Льва III Исавра были направлены на полное устранение икон из церковной жизни. Император запретил создание новых икон, приказал уничтожить существующие и проводил жесткую политику преследования иконопоклонников. Результатом этих действий стало массовое разрушение икон, их сжигание и репрессии против иконопоклонников.
Иконоклазм вызвал жесткую реакцию со стороны части населения и церкви. Многие верующие не могли принять отказ от иконопочитания и считали, что это нарушение христианской традиции. Возникли массовые протесты, которые часто переходили в насилие. Кроме того, многие монастыри и церкви отказались подчиняться указам императора и продолжали использовать иконы в своих богослужениях.
История иконоклазма продолжалась до конца правления Льва III Исавра и его смерти в 741 году. После этого был провозглашен новый император, Константин V Копроним, который был сторонником иконоклазма. Однако, с течением времени иконопоклонники стали набирать силу, и в 843 году была провозглашена так называемая "Великая престолосвятительская реформа". Она заключалась в возобновлении права на почитание икон и разрешала их использование в богослужениях.
Последствия иконоклазма были значительными как для церкви, так и для искусства. Во время иконоклазма множество икон было уничтожено, многие церкви и монастыри были разорены и храмы обезображены. Большое количество иконописцев исчезло, что привело к значительному упадку в иконописи. Тем не менее, после "Великой престолосвятительской реформы" иконопись снова начала развиваться и стала важным элементом византийского искусства.
Итак, период правления императора Льва III Исавра стал временем иконоклазма и изменений в культуре и искусстве Византийской империи. Реформы Льва III Исавра вызвали серьезные потрясения в обществе и церкви, однако их историческое значение заключается, в первую очередь, в том, что они показали великую силу и прочность иконопочитания, которое продолжает существовать до сегодняшнего дня.