Установки разминирования УР-67 «Урка» и «Змей Горыныч»

Со времен Первой Мировой войны саперы и инженеры работали над разработкой установки для прохождения минных полей противника. Саперы-пехотинцы, прокладывающие дорогу атакующим, в ночь перед боем обезвреживали мины врага вручную — щупом обнаруживали мины и выводили их из строя. Метод опасный и отнимающий много времени.

Первые установки для разминирования

УР-67

Испытания взрывного разрушения как пехотных, так и танковых заграждений начались в начале 20-го века. Британский военный инженер МакКлинток сконструировал из металлической трубы и взрывного заряда средство для преодоления заграждений из колючей проволоки: удлиненный заряд (УЗ) размещали под заграждением и подрывали. Орудие получило название в честь индийского города, где служил изобретатель — «Бангалорская торпеда».

В процессе эксплуатации торпеда претерпела множество модификаций: заряды соединялись между собой для большей взрывной мощности, сменялись крепежные механизмы, для мобильности к торпеде крепили колеса и лыжи. В период Великой Отечественной Войны торпеда вошла в состав вооружения и армии Союзников, и Вермахта.

Трехглавый змей на вооружении СССР

Установка разминирования УР-67

В СССР промышленный выпуск УЗ был налажен уже в послевоенное время. Наращивая оборонную мощь, было налажено изготовление советской версии торпеды — трубы, длинною в 1,95 м. начиненной 5 кг. тротила. Для повышения эффективности изобретения было решено соединить между собой три заряда, треугольный УЗ-3 одним взрывом очищал от мин полосу шириной в 6 м. Такого коридора достаточно для прохождения танковой колонны.

Минусом конструкции был способ ее транспортировки на место взрыва. Доставить ее можно было только танком с тралом, что сопряжено с риском рассекречиванием места дислокации воинских сил.

Мнение эксперта
Эксперт Даниил Родионов
историк, лауреат Госпремии СССР, доктор исторических наук
Выход нашелся быстро, конструкция подверглась очередной модернизации: к секциям заряда присоединили двигатели на пороховой тяге. Реактивной реакцией конструкция поднималась на 1 м. вверх и могла продвинуться вглубь минного поля на расстояние до двухсот метров.

Транспортировать заряд мог один грузовик «Урал». За зрелищность и способ передвижения УЗ-3 окрестили «Змей Горынычем». Для эффективной мобильности Горыныча тягу осуществляли 45 двигателей, поджиг которых должен был осуществляться синхронно. Слаженности зажигания в технических условиях того времени добиться было сложно. Разрыв в начале горения двигателей длиною в доли секунды, и УЗ-3 менял траекторию полета, разваливался на секции, терял часть мощностей.

Установка разминирования УР-77 Метеорит

УР нового поколения

В эпоху холодной в войны конструкторское бюро СССР работало в режиме «пятилетку за три года». Новая модификация Горыныча была продемонстрирована в 1968 году — в состав вооружения введен УР-67, образца 1967 года.

Бойцы инженерных войск за созвучие букв прозвали ее УРКА.

Технические характеристики нового образца были вполне положительными:

  1. уровень подъема заряда над землей — 10-15 м.;
  2. мощность взрыва 275 кг. пластида детонирует вражеские мины в радиусе 6 м.;
  3. за счет изменения длины тормозного троса, варьируется дальность взрывной волны;
  4. Время проведения операции — 3 мин;
  5. сложность для обнаружения разведкой противника.

УР-67, а позднее ее вариант УР-88, официально признана лучшим инструментом для преодоления минных заграждений. А привычное прозвище «Змей Горыныч» вытеснило из обихода грубоватое «УРКА».

Рейтинг автора
Автор статьи
Державин Владислав Романович
Любитель истории и военный эксперт. Владислав родился в семье историков и просто не мог не быть заинтересованным этой наукой. Основное направление автора – история войн от древнего мира до нашего времени
Написано статей
187
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Оценок: 1
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

А у нас есть канал на платформе ДЗЕН

Переходи, читай и общайся с людьми

Подробнее...
Adblock
detector