Понятие “Камикадзе” принято ассоциировать со Страной Восходящего Солнца. Именно японцы начали активно применять эту результативную тактику в 40-х годах прошлого столетия. Но мало кому известно, что первыми летчиками, применившими таран в воздухе были советские пилоты-асы.
Операция “Z”

О Японо-Китайской войне 1937-1945 гг. и об участии в ней советских летчиков до недавнего времени было известно очень мало. И это неудивительно, ведь операция “Z” была засекречена еще в 1937 году, когда СССР начал тайно оказывать КНР “братскую” помощь. Официально советы не вступали в войну с Японией, а подписали договор с Китаем о взаимопомощи.
Считается, что на подмогу китайским братьям-коммунистам отправлялись добровольцы. Но всем известно, что в сталинские времена выбора у граждан просто не было. Когда в 1937 году молодых курсантов Военно-воздушной академии решили отправить в чужую страну, отказаться от миссии никто не рискнул. В Поднебесную полетели совершенно неопытные юноши, поскольку лучшие летчики в это время были переброшены в Испанию для выполнения подобного задание под кодовым названием операция “Х”.
Поэтому советские летчики вынуждены были маскироваться. Они одевали перед вылетом униформу КНР, а на свои самолеты наносили опознавательные знаки китайских ВВС. На случай нештатных ситуаций каждому пилоту выдавали шелковую ленту. На ней иероглифами была нанесена такая информация: “Это принадлежит иностранцу, который защищает Китай. Просим оказывать ему всяческую помощь и поддержку”. Такие ленты часто спасали летчикам жизнь во время вынужденной посадки.
Как вчерашние курсанты становились асами

Опыт советские пилоты приобретали еще по дороге в Китай. Лететь нужно было через Гималаи в крайне сложных метеоусловиях, на очень большой высоте. Далеко не все справлялись с этой задачей. Долетали лучшие из лучших, те, которые в скором времени становились асами.
К моменту прибытия всех советских “добровольцев” китайцы уже не контролировали свое воздушное пространство. Их ВВС были разбиты и небо было под контролем Японии. Вот тут и “познакомились” японцы с советскими “китайцами”. В первом же бою на семи самолетах И-16 “сталинские соколы” сумели подбить два японских истребителя А5М и один бомбардировщик. Последующие боевые вылеты были не менее успешными. Молодые пилоты в сжатые сроки овладели искусством воздушного боя и вскоре уже ничуть не уступали опытным японским профи в мастерстве, а зачастую и превосходили их. За мужество и самоотверженность благодарные китайцы нарекли их “Небесными драконами”.
Кто впервые применил таран в воздухе

В 1938 году именно советские летчики — украинцы Лев Шустер и Антон Губенко впервые применили воздушный таран. Шустер отдал жизнь, атаковав вражеский борт в лоб. Губенко, протаранив японский самолет, чудом остался в живых. После этого уже японцы начали умышленно таранить самолеты противника.
Убедившись в эффективности такого приема, японский вице-адмирал Ониси вдохновился на создание специальных летных отрядов. В них набирали бойцов, готовых погибнуть за Японию и своего императора.
Так в 1944 году появились первые “камикадзе”. Патриотов с сердцем самурая оказалось настолько много, что на всех не хватало самолетов. Своими подвигами безумцы наводили ужас и вызывали восхищение.