Спасти Ленинград. Подлинная история «ладожского «Титаника»

Баржа № 752

Сегодня вспомним о событиях ВОВ, которые до определенного времени оставались в тени. Не многие знают, что битва за спасение Ленинграда тесно связана с историей “ладожского “Титаника””. Мы обязаны знать все о ней, чтобы оценить её масштабы, осмыслить и в будущем передать своим наследникам.

Блокада Ленинграда

Одним из страшных событий ВОВ можно без сомнений назвать блокаду Ленинграда и Ладожскую трагедию. Тогда, в 1941г. на третьей недели ВОВ гитлеровцами была начата масштабная операция по захвате Ленинграда. Отпор армии СССР оказался недостаточно сильным, поэтому в августе того же года немцы подошли вплотную к городу. Сначала они разрушили железную дорогу, тем самым оторвав Ленинград от внешнего мира.

В начале сентября был захвачен и Шлиссербург и стал контролироваться исток Невы. С этого момента Ленинград был окружен врагом. История блокады только начиналась.

Осенью 1941г. ситуация была непонятной для ленинградцев и защитников города. Шансы на борьбу были малы, однако их резко могла поднять помощь из материка. Последним вариантом оставался путь через Ладожское озеро.

Государственный комитет выдал постановление об оборудовании побережья данного водоема для выдачи и передачи груза. Работы было очень много — расширить железнодорожные станции и прорыть проходы. В максимально короткие сроки задача была выполнена и уже 12 сентября 1941г. в бухту “Осиновец” пришвартовался первый буксир с двумя баржами. Благодаря чему ленинградцы получили небольшой запас муки и зерна.

Что происходило на Ладожском озере

Сбор людей на ладожский «Титаник»

Водная магистраль начала свою работу — грузы постоянно доставлялись и буксировались до Новой Ладоги. Главный путь или «Дорога жизни» расстилалась по Ладожскому озеру до бухты “Осиновец”. Переправа занимала 15-18 часов, а потом груз помещался в вагоны и ехал в Ленинград. Эвакуировать людей из осажденного города удавалось обратным маршрутом.

Ладожское озеро многие представляли тихим водоемом, однако, это мнение было обманчиво. Иногда на нём происходили самые настоящие штормы, которые были мощнее морских.

В блокадном Ленинграде находились курсанты военно-морских училищ и их выпускники. Они активно помогали строить оборонительные рубежи, маскировали исторические здания и памятники от бомбёжки, эвакуировали людей.

16 сентября 1941г. настала очередь курсантов отправляться в тыл. Вместе с остальными военными и их семьями, эшелон тронулся по направлению к Ладожскому озеру. К 16 часам вечера баржа, которая должна была переправлять людей, освободилась. Непрочное судно под номером 752 (по другим данным — 725), ослабленное штормами на озере, было непригодным для перевозки. Более того — баржу перегрузили полуторками и грузовыми машинами, а также самими пассажирами. На борту было от 1200 до 1500 человек.

Ладожский “Титаник”

На «Дороге жизни» буксирный пароход с баржей во льдах

Капитан буксира просил руководство не отправлять судно в надвигающийся шторм. В свой последний рейс судно отправилось около полуночи, чтобы темнота скрыла его от противника. Уже спустя час-два сила шторма была 7-8 баллов. Мощные удары волн пробили трюм, где находились пассажиры. Ледяная вода стала быстро поступать и люди просили открыть люки. Однако, охрана не выпустила. Лишь общими усилиями узники трюма выбрались на палубу.

Баржа медленно погружалась под воду, а ее пассажиры цеплялись за любой выступ и друг за друга. Многих убило брусом управления, который болтался над палубой. Бесполезной оказалась откачка воды из трюма и выброс за борт всего груза. С рассветом прилетели вражеские истребители, сбросили бомбы и расстреляли выживших из пулеметов. Самым главным противником стал холод — температура воды не превышала 12,5 градусов.

Когда в воде оставались чуть больше тысячи пассажиров, буксир “Орел” рискнул и смог спасти 216 человек. Несмотря на свою перегруженность, он доплыл к Новой Ладоге и выстоял при обстреле немецких самолетов. Последние 24 пассажира баржи были спасены лодкой “Селемжда”. Оставшиеся люди погибли от переохлаждения и были расстреляны из вражеских самолетов. Точное количество жертв историки не могут уточнить до сих пор.

Мнение эксперта
Эксперт Даниил Родионов
историк, лауреат Госпремии СССР, доктор исторических наук
Ладожский “Титаник” — именно так назвали затонувшую баржу под номером 752, повторившую судьбу британского теплохода.

Выводы

В годы ВОВ на Ладожском озере было затоплено много суден. Но ни одна из этих трагедий не смогла сравняться с той, что случилась ночью с 16 на 17 сентября 1941г. 

Дорогие читатели, а вы знали о подробностях ладожской трагедии?
ДаНет
Рейтинг автора
Автор статьи
Державин Владислав Романович
Любитель истории и военный эксперт. Владислав родился в семье историков и просто не мог не быть заинтересованным этой наукой. Основное направление автора – история войн от древнего мира до нашего времени
Написано статей
221
Помогла статья? Оцените её
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

А у нас есть канал на платформе ДЗЕН

Переходи, читай и общайся с людьми

Подробнее...
Adblock
detector